Анатолий (xaxa) wrote,
Анатолий
xaxa

Categories:

Альберт Кан -творец индустреализации СССР

Строительство более 500 промышленных объектов в СССРАльберт Кан родился в Германии, в еврейской семье. Он был старшим сыном раввина в городе Раунене. Эмигрировал с родителями в США в 1880.

Учился архитектуре в фирме Mason and Rice в Детройте. В 1891 году был награждён стипендией для поездки в Европу. Там он встретился с молодым архитектором Хенри Беконом (Henry Bacon), и они вместе посетили Италию, Францию, Германию и Бельгию. В 1896 Кан основал фирму вместе с Джоржем Неттлтоном (George W. Nettleton) и Александром Троубриджем (Alexander B. Trowbridge). С 1902 он руководил фирмой один.

Находясь в Детройте, центре американской автомобильной промышленности, Кан связал с нею свою карьеру.

В 1919 г. спроектировал штаб-квартиру корпорации General Motors. В 1928 году был приглашён в СССР для проведения индустриализации в СССР. Приехал в Москву с 25-ю инженерами, и в течение двух лет , спроектировал и организовал строительство 521 завода по всей стране

В Москве был открыт филиал Albert Kahn, Inc. под названием «Госпроектстрой». Его руководителем был Мориц Кан, брат главы компании. В нем работали 25 ведущих американских инженеров и около 2,5 тыс. советских сотрудников. На тот момент это было самое большое архитектурное бюро мира. За три года существования «Госпроектстроя» через него прошло более 4 тыс. советских архитекторов, инженеров и техников, изучавших американский опыт. В Москве также работало Центральное бюро тяжелого машиностроения (ЦБТМ), филиал немецкой компании Demag.

Фирма Альберта Кана играла роль координатора между советским заказчиком и сотнями западных компаний, поставлявших оборудование и консультировавших строительство отдельных объектов. Так, технологический проект Нижегородского автозавода выполнила компания Ford, строительный — американская компания Austin. Строительство 1-го Государственного подшипникового завода в Москве (ГПЗ-1), который проектировала компания Кана, осуществлялось при техническом содействии итальянской фирмы RIV.



Сталинградский тракторный завод, построенный по проекту Кана в 1930 году, был изначально сооружен в США, а затем был размонтирован, перевезен в СССР и собран под наблюдением американских инженеров. Он был оснащен оборудованием более чем 80 американских машиностроительных компаний и нескольких немецких фирм.

Цели и цена индустриализации спорны до сих пор.Индустриализация в значительной степени проводилась за счёт сельского хозяйства (коллективизация)В результате коллективизации, голода и чисток между 1927 и 1939 гг., смертность сверх «нормального» уровня (людские потери) составила, по различным оценкам, от 7 до 13 млн. человек.Индустриализация не могла питаться одним только энтузиазмом и требовала ряда мер принудительного характера. Начиная с 1930 г. свободное передвижение рабочей силы было запрещено, были введены уголовные наказания за нарушения трудовой дисциплины и халатность. С 1931 г. рабочие стали нести ответственность за ущерб, нанесённый оборудованию. В 1932 г. стал возможным принудительный перевод рабочей силы между предприятиями, за кражу госимущества была введена смертная казнь. 27 декабря 1932 г. был восстановлен внутренний паспорт, который Ленин в своё время осуждал как «царистскую отсталость и деспотизм».
Tags: история, совок, сурьёзность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 79 comments